В детстве читая сказку «лен» Х. Андрерсона мы узнаем какой путь иной раз проде-лывают вещи окружающие нас. Лен ставшей тряпьем поведал историю… «И вот белье разорвали на тряпки. Они было уже думали, что им совсем пришел ко-нец, так их приня¬лись рубить, мять, варить, тискать... ан, глядь — они превратились в тонкую белую бумагу! — Нет, вот сюрприз так сюрприз!—сказала бумага.—Теперь я тоньше прежнего, и на мне можно писать. Чего только на мне не напишут! Какое счастье! И на ней написали чудеснейшие рассказы. Слушая их, люди становились добрее и ум-нее,—так хорошо и умно они были написаны. Какое счастье, что люди смогли их прочи-тать!…Прежде у меня были голубенькие цветочки, теперь каждый цве¬точек расцвел прекраснейшею мыслью! Счастливее меня нет никого на свете!…». Из этого отрывка мы видим – бумага занимает свое место в большом круговороте жизни. Это хрупкий и очень ценный материал благодаря которому человечество стало таким каким мы привыкли его видеть.
БУМАГА (от итал. bambagia - хлопок) – многопрофильный и очень важный материал с которым мы сталкиваемся практически везде и даже развитие полимеров не могут вытеснить этот материал из нашей жизни. С этого журнала мы начинаем знакомить наших читателей с миром бумаги. Вы узнаете когда, где и как производилась бумага. Откуда появились и как использовались филиграни (водяные знаки)? Почему, часто, бумага, первопечатных книг лучшей сохранности чем бумага на которой напечатаны прошлогодние газеты или журналы? И наконец, для гурманов, как подобрать бумагу для своего «бессмертного» труда? Впервые Бумага появилась в Китае. Изобретение способа ее приготовления припи-сывается Цай Люню (105 г. н.э.) он изготовлял её из ткани, остатки шелка, тутовые волок-на, бамбук, пеньку и китайскую крапиву. Исходные материалы — варят, затем измельча-ют и превращают в волокнистую массу. Бумажную массу зачерпывают из чана специаль-ной сеткой в деревянной раме. Чтобы вода стекала, мастер слегка встряхивает сетку. Во-локна образуют тонкий бумажный лист, который выкла¬дывают из сетки на уже получен-ные листы. На стопу таких листов кладут груз — доски и камни. Затем еще влажные лис-ты помещают на специально подогреваемые стойки, где они равно¬мерно просыхают, по-сле чего их укладывают в стопы. Размеры листа определяются размерами сетки. Сеточная и гладкая стороны бумажного листа и сетка, видимая на просвет, типичны для китайской и японской бумаги. В китайских бумагах обычно короткие волокна и нет клея, потому они легко рвутся. Эти бумаги бывают естественного или белого цвета. Японские бумаги бывают белыми или цветными, у них длинные волокна, что обеспечивает прочность на разрыв. Качество их разнообразно — от тонких шелковых бумаг до толстых грубо волокнистых листов. Из Китая способ изготовления бумаги проник в Турцию (150 г.), в Японию (610 г.), а затем через Персию в Сев. Африку, на Кипр (около 793 г.), в 1150 в Испанию, и затем в ряд стран. Постепенно бумага стала вытеснять применявшийся до этого для письма папи-рус или бересту (на Руси). После Испании Б. научились делать и в Италии (1276 г.), а за-тем во всех европейских государствах, в т. ч. и в России. Способ производства бумаги в Европе несколько видоизменился. Первая мельница для изготовления бумаги в Германии упоминает¬ся в документах, относящихся к 1390 г. Сырьем для бумаги при ручном способе служит тряпье — хлопчатобумажное и льняное. Тряпье сортируют, очищают, из¬мельчают, варят и химически отбеливают. Раньше для этого служила так называемая толчея. В Европе в 13-15 вв. появились механические тол-чеи. В кон. 17 в. в Голландии бум. массу стали измельчать ножами, засаженными на ме-таллические валы (роллы). Исходные мате¬риалы: бумажная масса, тряпичные волокна, наполнитель (мел), животный клей, необходимый, чтобы не растекались чернила, и боль-шое количество мягкой воды. Сетку для черпания из бронзовой проволоки в раме соответствен¬но толщине листа погружают в чан, зачерпывают массу и сетку встряхивают. При этом волокна сцепляются, а вода стекает вниз. Равномерно зачерпнутый с помощью сетки слой выкладывается на войлок и становится бумажным листом. Стопу бумаги с войлочными прокладками обезвоживают в специ¬альном прессе. После этого листы высушивают, разглаживают и сортируют. Верхний слой бумаги покрывают клеем, погружая лист один или несколько раз в водный раствор животного клея. На сетках из бронзовой проволоки с закрепленными трафаретами водяных знаков получали шероховатые бумаги, а на сетках из медной проволоки с шаблонами водяных знаков — гладкие веленевые бумаги. Этот способ изготовления сохранялся с небольшими усовершенствованиями до се-редины XVIII в. В 1799 француз П. Л. Робер предложил механизировал отлив бумаги на непрерывно движущейся бесконечной сетке, рассаженной над черпальным чаном. появи-лась первая бумагоделательная машина. Однако для получения бумаги высокого качества до сих пор применяется ручной отлив. В России впервые производство бумаги было организовано Петром I в с. Красное Копрского уезда. В 1818 г. на Петергофской мануфактуре была установлена первая бума-годелательная машина. Наиболее распространённый способ производства бумаги - "мокрый". Он 6aзируется, как правило, на использой плоско- или двух- сеточных машин работающих со скоростью 100 - 1500 м/мин. Их основными узлами являются: сеточная, прессовая, су-шильная, каландр и накатная части. Сеточная имеет одну или две бесконечно движущиеся сетки, на которую (плоскосе-точные машины) или в зазор между которыми (двух- сеточные машины) непрерывным потоком равномерно по всей ширине сеток поступает разбавленная водой бумажная мас-са. При ее обезвоживании происходит формирование полотна, которое далее обезвожива-ется в прессовой части и окончательно высушивается в сушильной части машины. Прессовая часть состоит из нескольких 2-вальных (иногда 3-вальных) прессов, меж-ду валами которых (находясь на прессовом сукне) проходит бум. полотно. При этом часть влаги из него отжимается. Сушильная часть состоит из 2-ярусных батарей сушильных вращающихся цилинд-ров, обогреваемых изнутри паром. Сырое бум. полотно, проходя между горячими поверх-ностями цилиндров и сушильным сукном каждой батареи, высушивается до влажности 5-7%. В конце сушильной части имеется холодильный цилиндр (иногда два) для охлажде-ния. Затем каландр, придающий бумаге машинную гладкость, и наконец бумага сматыва-ется в рулон на накате. Кроме того для отделки бумаги применяются суперкаландры (система вращающихся с разной скоростью валов, между которыми под давлением пропускают увлажнённое по-лотно), обеспечивающие более ровную гладкую поверхность и глянец. Такая бумага на-зывается каландрированной (глазированной) и высококаландрированной (дважды пропускается через суперкаландр). Для придания глянца (для получения лощёной бумаги) полотно пропускают через лощильный, или фрикционный, каландр, валы которого совер-шают возвратно-вращат. движение, не оказывая большого давления на бумагу. Производительность машин составляет 1,5 - 8 млн. м. в сутки. С появлением полимеров в 1950-х г., плёнки и синтетические волокна используются для производства синтетической бумаги. Они отличаются высокой прочностью в сухом и влажном состоянии, хорошей стабильностью линейных размеров при увлажнении, долго-вечностью, высокой эластичностью. Это бумага будущего, которая к тому же экологиче-ски безопасна и не ведет к истреблению лесов нашей планеты. Композиционный состав и свойства бумаги. Основными компонентами состава бумаги являются волокна растительного происхождения, выделяемые из древесины хвой-ных и лиственных пород, из стеблей однолетних растений, семенных коробочек и листьев некоторых растений. В зависимости от метода производства, выхода гемицеллюлоз (веществ, сходных с целлюлозой, но с меньшей молекулярной массой) и лигнина (инкрустирующего вещества) получают различные полуфабрикаты: древесную массу, полусухим массу (полуцеллюлозу), небеленую, белёную и облагороженную целлюлозу. По композиционному составу различают бумаги № 1 и 2 и др. Б. № 1 содержит, как правило, 80-100% целлюлозы, бумага №2 - 80-25% целлюлозы и 20-75% древесной массы. Б. № 1 применяется для изданий со сроком службы более 10 лет, Б. № 2 - для изданий со сроком службы 2-8 лет. Для снижения гидрофильности (tm) и гигроскопичности (впитывания при смачива-нии и поглощения воды из воздуха) бумагу проклеивают гидрофобными (с водоотталки-вающими свойствами) смолами и парафинами. Для повышения прочности, гладкости (уменьшения ворсистости), стойкости к выщипыванию (липкой краской при печатании) и истиранию наиб. эффективна поверхностная проклейка в клеильных прессах крахмаль-ным, карбоксиметилцеллюлозным и др. клеями. Проклейка необходима для офсетной, картографической, фототипной, форзацной, обложечной, чертёжной, писчей и др. видов бумаг, которые увлажняются в процессах полиграфического производства (при печата-нии, склеивании) или при пользовании. В зависимости от степени проклейки различают бумаги: слабоклеёную, клеёную и высококлеёную. В бумажную массу вводят наполните-ли - белые порошкообразные, нерастворимые в воде минеральные вещества: каолин, сер-нокислый барий, тальк, двуокись титана и др. Они повышают белизну, гладкость и непрозрачность делают бумагу более мягкой, легко деформируемой (пластичной), но и менее прочной. Повышеное содержание наполнителей (зольность) необходимо Б. для высокой печати, т. к. ее пластичность позволяет снизить давление для хорошей пропечатки оттиска, а для глубокой печати - для лучшего впитывания и снижения растекаемости жидкой краски на оттисках. Белая пигментно-клеевая композиция наносится на поверхность мелованной Б. для получения высокой гладкости и глянца, что необходимо в производстве рекламных и высококачественных иллюстрированных многокрасочных изданий. По содержанию наполнителей различают мало-, среднезольную, повышение зольности и высокозольную. Бумаги машинной гладкости, имеющую матовую поверхность, применяют преимущественно для печатания текстовых или содержащих штриховые иллюстрации изданий, а каландрированную и высококаландрированную - для изданий, содержащих тоновые (растровые) иллюстрации.
В мире коло 40 музеев бумаги среди них наиболее известны: Французский Исторический музей бумаги в Амбере - Musee historique du papier. Moulin Richard de Bas a Ambert d'Auverg-Papiermuehle. Schweizerisches Papiermuseum und Museum fur Schrift und Druck. В его фондах ок. 25 тыс. ед. хр. по истории и предыстории бумаги, в т. ч. коллекция живых растений для производства бумаги в Ботаническом саду. Кроме того, демон¬стрируются: действующая реконструированная бумажная мельница, сушильня, словолитня и др. Все это в зданиях XV века.
Итальянский Музей при Центральном, институте патологии книги «Альфонсо Гал-ло» в Риме - Institutio Centrale per la Patologia del Libro «Alfonso Gallo» Museo. В экспози-ции — болезни, аномалии и повреждения книг из папируса, пергамента и бумаги.